Сложно небанально рассказывать о войне. Если речь идет о Великой Отечественной, то чаще всего обходятся штампами вроде «Никто не забыт, ничто не забыто» и песнями «Бери шинель, пошли домой» и «На безымянной высоте». Почему-то, например, школьные преподаватели считают, что повторять одно и то же на протяжении полувека — это нормально, и дети этого якобы не чувствуют. Меня еще со средней школы передергивало от одной и той же стенгазеты, которую вешали каждый год, меняя число в название «какоетотам-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ».
Сложно небанально рассказывать о войне. Сегодня в лагере мы проживали войну. Не играли в нее, не ставили классом, а именно проживали. Стучались всеми нам доступными способами в сердца детей, чтобы они ощутили, прочувствовали и поняли, что же эта за трагедия нашей страны, о которой до сих пор ее участники, если не уходят в фактологию, не могут рассказывать спокойно… Также, как и несколько лет назад (День ВОВ проводился пять лет назад, в ЛТО-2005), перед нами стоял вопрос, как сделать так, чтобы не уйти в парадную пафосность с одной стороны и в «войнушку» с другой, как сделать так, чтобы игра дала возможность, пусть не надолго, но прожить жизнь тех людей, которые пережили это страшное время.Сегодняшний день стал своего рода ремейком того, что уже было сделано в 2005 году. Подготовкой дня занималась Лена Верховская, которая постаралась не только сделать мощную эмоциональную нагрузку, но и дать какие-то элементы истории и рассуждения, чего не было пять лет назад. До обеда проходило некое «погружение в атмосферу»: по лагерю было развешано около сотни (!) старых плакатов, играла советская музыка. Все пытались ощутить одновременно давящую и бодрую атмосферу конца тридцатых, поиграв в довоенную молодежь — полчаса были уделены выпускному вечеру 41-го года.
После тихого часа вместо ожидаемого спорта зазвучала авиатревога, по которой лагерь довольно быстро собрался и отправился записываться на фронт. Мы не были сегодня солдатами, а были детьми и подростками. Детьми, которые ходят в школу и боятся воздушной тревоги, детьми, ожидающими весточки с фронта, детьми, стоящими за станками и роящими окопы, выстаивающими огромные очереди за хлебом и мечтающими попасть на фронт.
Каждому была выдана повестка, по которой он отпралялся участовать в каком-либо событии: рытье окопов, очереди за хлебом в Ленинграде, допросе немецкого офицера, марш-броске. По прошествии определенного времени происходил переход, и все отправлялись на новые «события» Было очень сложно выбрать то, что именно стоит подчеркнуть в теме войны. Как рассказать о политике по отношению к советским солдатам, вернувшимся из плена? Как упомянать Сталина? Как сделать жизнь во время войны жизнью, а не кадрами из фильма?Переход по «событиям» сам по себе был очень цельным мероприятием, поскольку давал очень разносторонню, неоднозначную картину войны. Дети не только наблюдали своеобразные миниатюры, но и участвовали в них, окунаясь в происходящее. Последним событием стало взятие Рейхстага, после которого последовал ужин.
После ужина театральный отряд представил композицию, собранную из стихов и песен о войне на основе документальных книг Алексеевич «У войны неженское лицо» и «Соло для детского голоса». Композиция была сделана очень хорошо, живо и без того чрезмерного надрыва, который был в оригинальной версии дня. Затем прошли небольшие диспуты, на которых обсуждались люди во время войны, история с точки зрения отдельного человека и тема потерянного поколения.